«Компьютерная ломка» у детей, или Как бороться с виртуальной нереальностью

***
Наши дети предоставлены школе, улице, самим себе. В лучшем случае, успеваешь побеседовать с ними 10 минут вечером, чаще – желаешь им «спокойной ночи» перед сном. Эта нереальность бытия, подчиненность ее первоочередным, «очень важным» для нас целям оборачивается подчас проблемами и бедами. Чего греха таить, все мы хотели бы, чтобы жизнь складывалась успешно, дети росли здоровыми, учась при этом на «отлично», а наши родные и друзья находили иногда время и для нас.
***
Однако виртуализация современной жизни вторгается в самые неожиданные её уголки. Под словом «виртуализация» я понимаю любой процесс общения, при котором нет «живого», то есть непосредственного контакта людей в реальности. Конечно, можно не согласиться с этим определением. Например, разговор по телефону. Можно ли это отнести к виртуализации общения? Мой ответ – да! Например, с одним из моих друзей в реальной жизни я не виделся уже два года, при этом периодически созваниваюсь с ним и весело болтаю. Нет, живем-то мы в одном городе и даже не очень далеко друг от друга. Однако, времени для встреч не находится либо у него, либо у меня. Я уже стал забывать, как мой друг выглядит «живьем».
***
Причиной написания этой статьи стало глубокое потрясение ситуацией из жизни нашего семейства. Ваяя очередную «нетленку» на заданную тему (а я являюсь профессиональным автором, пишущим дипломы - курсовые -рефераты), вдруг услышал странные звуки, раздающиеся из комнаты дочери. Складывалось впечатление, что дочурка включила телефонную трубку на спикер-фон и вместо музыки прослушивала короткие гудки обрыва связи. Затем меня насторожил мужской голос, раздававшийся параллельно с голосом моей дочери. В комнате девушка была одна, это я знал точно. Телефонная трубка оказалась на месте.
***
Постучавшись в дверь, я зашел в комнату дочери. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что мой ребенок общается посредством программы скайп в интернет-конференции с родным братом и ещё одним товарищем. Сын при этом находился в шести-семи шагах от дочери, в другой комнате, и также увлеченно вещал в веб-камеру. Все доводы о том, что проще поговорить друг с другом вживую, прошли мимо детей. Моё потомство, «проглумившись над непродвинутостью» (слова сына) предка, даже не обратило на меня внимания, продолжая «коннектиться» в конференции.
***
Нет, я ничего не имею против современных средств связи, интернет-конференций, программ, позволяющих осуществить давнюю мечту фантастов о видео-телефонии (скоро, наверно, будет в объеме с эффектом стереоприсутствия). Однако, когда дочь сказала мне: «Пап, не вздумай зайти ко мне в комнату голый!» - я, естественно, тут же «заглянул на огонёк». Дальнейший диалог напоминал разговор слепого с глухой:
- Это когда, интересно, я к тебе заходил голым?
- Да постоянно… Ладно я, но тебя другие могут увидеть.
- Дочь, ничего не понимаю, какие другие? Да и голый я вроде не разгуливаю по квартире…
- Пап, ну… в трусах не заходи. Вон работает веб-камера, и тебя сейчас видит моя подруга.
Переведя взгляд на экран ноутбука дочери, я увидел, как в окошке скайпа подружка моей кровиночки помахала мне ручкой. Хрюкнув, пулей выскочил из детской на кухню, где пока ещё у нас нет компьютера.
***
Обсуждая эту ситуацию с женой, и возмущаясь отсутствия какой-либо приватности даже в собственной квартире, вдруг услышал в ответ:
- Кухня – тоже небезопасное место в случае, если дети придут и сюда с ноутом. А вот то, что они сидят за компьютером весь день без отрыва, меня действительно напрягает. Если больше двух часов их не видно и не слышно- точно, в виртуальности своей резвятся. Уже проверено… А ты - скайп, вебка… Я однажды бюстгальтер начала менять за спиной у сына, на скорую руку, думая что он не видит. А козлёнок в это время с другом «скайпился…»
***
Следующий месяц в нашем семействе напоминал период холодной войны. В роли СССР выступал я при поддержке супруги, в роли Соединённых Штатов - дети. О, как же они быстро объединились против красной угрозы ограничения компьютерного времени. Как споро стали соратниками в нелёгком деле борьбы с родительским произволом. Ругавшиеся друг с другом через каждые полчаса ранее мои детки выступили монолитным фронтом в ответ на чудовищные и наглые требования родителей: «в день полтора часа компьютерного времени». Я узнал о себе много нового, удивительного. Дочь занесла в БЫВШИЕ лучшие друзья, сын - начал писать жалобу (ручками на бумажке!!!!) в комитет по правам ребёнка (я, оказывается, «трУтирую» сына - умирал над моим мелким «трутнем» от хохота). Бойкоты и истерики сменяли друг друга. Мне становилось всё менее весело. Поведение детей не просто напоминало ломку, оно и было этой ломкой.
***
Пережив с потерями различной степени тяжести месяц, мы в нашем блаженном семействе пришли к консенсусу, утвердили ряд правил, которые, возможно, могут быть интересными для родителей в аналогичной ситуации.
*
Первое. Мы договорились с детьми (с большим трудом), что под компьютерным временем понимаем всё: игры, прослушивание музыки, просмотр видеороликов, поиск ответов на сайте решебников и т.д., другими словами - время включённого компьютера (снимаются отговорки типа «причины»: не сидел, а смотрел мультик, делал уроки, слушал музыку…).
**
Второе. Компьютерное время ограничивается. Полтора часа в день - предел. Причём время нельзя делить, разбивать по десять-пятнадцать минут (снимаются отговорки - типа «а я просидел всего два раза по пять минут, а потом отходил»).
***
Третье. Время начала сеанса «отрыва от реальности» - включение компьютера - ребёнок записывает на бумаге, размещая эту «писульку» рядом с клавиатурой. Этот момент очень важен! Именно записать, и именно на бумаге. Память у моих детей, которые вообще-то оба отличники в школе, и слишком часто цитируют меня (так, что порой жалею, что научил их разговаривать), вдруг резко начинала их подводить, когда вставал вопрос о начале сеанса «виртуального погружения».
****
Четвёртое. Если ребёнок нарушает договоренность - «пересиживает» отведённое время, то «овертайм» вычитается из лимита следующего дня. Если нарушения постоянные - лишение доступа к компьютеру на день (два, три….).
*****
Пятое, последнее по хронологии, но не по важности. Как заставить работать эти правила? Закон работает тогда, когда он применяется. Когда обеспечен карательными санкциями. Что может выступать в роли подобных «карательных санкций» в ситуации с «компьютерными детками»? Здесь каждый родитель сам отвечает на этот нелёгкий вопрос. Могу поделиться лишь собственным опытом.
***
Воспитывая детей, я поставил себе цель стать им, в первую очередь, другом. Дочери разрешил шампанское с тринадцати лет (полбокала, по праздникам). Сыну дал попробовать пиво в 12 (пару глотков - с тех пор он «эту гадость» терпеть не может).
На меня может обрушиться возмущённый шквал претензий от ортодоксальных в воспитании родителей, однако я предпочитаю знать от самих детей их проблемы, иметь с потомками доверительно-дружеские отношения. Хотя, конечно, и голос повышаю, порой, и угроза «ремешка» (над которой в последнее время дети откровенно смеются) существует.
Тем не менее, если решили ограничивать компьютерное время - просто делайте это. Целенаправленно и последовательно. Назад дороги нет. Иначе дети очень быстро поймут всю тщетность ваших прокламаций. Дети вообще очень чуткие барометры родительских промахов. Мне, например, пару ночей пришлось спать с клавой и мышкой от компьютера сына под подушкой, ещё одну ночь - с ноутбуком дочери в обнимку. Подействовало, козлята поняли, что их непродвинутый лузер-папик не шутит. Однако подобные акции нельзя превращать в холодную войну - будет потеряно доверие детей.
***
В общем, как всегда - вопросов больше, чем ответов. Одно могу сказать только: с момента ограничений дети вдруг стали больше гулять (даже в мороз), читать, а также болтать по телефону. Принцип гиперкомпенсации работает и здесь. Возможно, это не совсем уж и плохо.
Более подробно обо мне можно прочитать на моём сайте, в разделе история
Отзывы и комментарии