Со временем в любом автомобиле возникает необходимость заменить все эксплуатационные жидкости. Чаще всего требуется обновление именно моторного масла. Обычно эту процедуру выполняют во время планового технического обслуживания, однако многие автовладельцы считают, что менять масло стоит значительно раньше. Мы решили разобраться, с какой периодичностью действительно нужно проводить замену и дать ответы на основные вопросы, связанные с этой процедурой.
Какие функции выполняет масло?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Моторное масло выполняет не только роль смазки, но и защищает металлические поверхности от коррозии, отводит избыточное тепло, очищает детали от загрязнений, образующихся из-за неполного сгорания топлива и воздействия высоких температур. Кроме того, оно накапливает продукты износа. Часть таких частиц задерживается масляным фильтром, но самые мелкие проходят сквозь фильтрующий элемент. Поэтому потемнение масла в двигателе — естественный процесс и не является признаком неисправности.
Хотя функции смазки и охлаждения масло может выполнять достаточно долго, его другие свойства со временем неизбежно снижаются, что и делает замену необходимой. Так как же правильно определить, когда пора менять масло в автомобиле?
Что говорят производители о том, когда менять масло?
Большинство автопроизводителей для российских условий советуют менять моторное масло каждые 15 000 километров пробега. Однако, к примеру, Toyota и Peugeot рекомендуют проводить эту процедуру уже через 10 000 километров. В европейских странах интервал замены нередко достигает 30 000 км, но в России эксплуатация автомобилей проходит в более жёстких условиях. Зимние морозы, большое количество пыли на дорогах и топливо, далёкое от идеального по качеству, заставляют сокращать сроки обслуживания.
Фактически почти каждый водитель в нашей стране сталкивается хотя бы с одним из этих факторов. Поэтому производители указывают, что в подобных ситуациях масло стоит менять примерно в два раза чаще — каждые 7 000–8 000 км. При этом речь идёт именно о замене масла, а не о полном техническом обслуживании, так что увеличение частоты этой процедуры не удвоит ваши расходы на сервис. Более того, при желании заменить масло можно самостоятельно, как, например, установить рессору на Фиат Добло, руководствуясь подробной инструкцией.
Похожие рекомендации дают и мастера независимых автосервисов, которые не связаны регламентами брендов. Их советы основаны на личной практике и большом количестве обслуженных автомобилей.
Зависит ли интервал замены от типа масла?
Безусловно, синтетическое моторное масло обеспечивает более надёжную защиту двигателя по сравнению с минеральным. Именно на использование синтетики ориентированы рекомендации большинства производителей современных автомобилей. Если же вместо неё залить минеральное масло, то менять его придётся примерно через каждые 5 000 километров пробега. К слову, именно такие интервалы были нормой для старых автомобилей, например, «классических» моделей ВАЗ, когда синтетические составы ещё не выпускались.
Полусинтетическое масло по своим свойствам близко к синтетическому, поэтому при его использовании можно придерживаться аналогичного интервала замены — около 7 000–8 000 километров.
Через сколько менять масло в двигателе, если его постоянно доливать?
Частота замены моторного масла не зависит от того, сколько его расходуется на угар. Как уже упоминалось, масло накапливает продукты износа, и они остаются в системе независимо от того, сгорела ли его часть. Более того, при сгорании самой смазки образуются дополнительные загрязнения, которые также попадают в масло. Поэтому единственным решением остаётся его замена.
Нужно ли в таких случаях промывать систему смазки? В большинстве ситуаций это не требуется, однако иногда подобная процедура может быть полезной.
Когда менять масло в двигателе, если ездить редко?
В некоторых городах сегодня передвигаться на общественном транспорте стало проще и быстрее, чем на личном автомобиле. Например, в Москве автобусы движутся по выделенным полосам и не теряют время в пробках. Но как часто нужно менять масло, если машина используется только по выходным или для редких поездок?
Здесь снова стоит опираться на советы производителя. Интервал замены указывается не только в километрах пробега, но и во временном выражении. Даже если за год вы не преодолели, к примеру, 8 000 километров, масло всё равно необходимо заменить. Причина в том, что присадки в его составе постепенно теряют эффективность, даже если двигатель не запускать. Силовой агрегат не является полностью герметичным: масло контактирует с воздухом и влагой, взаимодействует с металлическими деталями. Со временем это приводит к окислению и изменению его свойств. Именно поэтому большинство производителей устанавливает ещё и временной лимит — не реже одного раза в год.
В каких случаях масло надо менять срочно?
Подобные ситуации встречаются нечасто, но они возможны. Например, если вы находитесь вдали от привычных сервисов, заметили, что уровень масла опустился ниже минимальной отметки, и были вынуждены долить смазку, не соответствующую требуемому допуску. Вряд ли это сразу приведёт к серьёзным последствиям, но при первой возможности лучше заменить получившуюся смесь на свежее масло подходящего типа.
Иногда в масло может попасть антифриз — это всегда сигнал о неисправности, которая обычно возникает из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров или теплообменника. Бывает и так, что смазка разбавляется топливом при определённых сбоях в системе питания. В таких случаях масло также необходимо заменить, но предварительно важно устранить причину попадания посторонних жидкостей в систему смазки. Кроме того, обновление масла обязательно при ремонте двигателя — повторно использовать отработанное категорически не рекомендуется.